Бугаев Н.В. Об улучшениях в средней общеобразовательной школе. //Министерство Народного Просвещения. Труды Высочайше учреждённой Комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе. Выпуск VI. С.-Петербург, 1900
Доклад ординарного профессора Московского Университета Н.В. Бугаева.
При обсуждении различных типов средней школы, насколько они связаны с вопросами преподавания, должны быть приняты во внимание следующие основные соображения. В числе различных целей средняя школа имеет в виду умственное развитие.
Психология ясно показывает, что источником и материалом для всех операций ума являются ощущения. Воспитание и развитие органов внешних чувств должно играть в школе первостепенную роль. Во всех вопросах, касающихся умственной деятельности, развитие органов внешних чувств составляет основную задачу школы. Материал, предлагаемый внешними чувствами, даёт реальное содержание и конкретную форму нашим представлениям, а следовательно и нашим понятиям, и нашим суждениям.
Представления и понятия, если они не сопровождаются конкретным содержанием, отличаются отвлечённостью и бессодержательностью. В этом случае слова, соответствующие этим понятиям, будут только простыми и отвлечёнными звуковыми символами, за которыми ничего не стоит. Это будут банковые билеты, которых нельзя разменять.
Внешние чувства сохраняются тщательным гигиеническим уходом за их деятельностью. Они развиваются также изучением таких предметов, в которых проявляется наблюдательность в области внешних чувств, где играют роль описание, сравнение, сопоставление, где существуют формы и краски. Что мы замечаем по этому вопросу в нашей средней школе.
Из наблюдений доктора Д.П. Кишенского над учениками 4-й Московской гимназии оказывается, что
поступающих в |
число близоруких |
страдающих искривлением позвонков |
I-й класс |
11% |
10% |
II |
17% |
17% |
III |
19% |
14% |
IV |
24% |
24% |
V |
28% |
23% |
VI |
37% |
40% |
VII |
43% |
30% |
VIII |
44% |
43% |
Я уже не говорю, в какой мере это вредно с социальной точки зрения.
Закон строго и справедливо преследует лиц, которые уклоняются от военной повинности, прибегая к членовредительству. Но невольно появляется мысль, что к членовредительству прибегать не нужно, а следует поступать в среднюю школу. Там, приобретая известные права, можно избавиться от военной повинности по близорукости, развиваемой нашей средней школой. Мне кажется, что школа не должна мешать учащимся в исполнении долга защищать отечество. Наконец, предметы, в которых играют главную роль число и форма языка, не могут развивать внешних чувств.
Я оставляю рассмотрение вопроса с этой точки зрения.
Я обращу внимание на то, что притупление мускульного чувства, благодаря отсутствию физического развития, а также ослабление и расстройство органов зрения и слуха значительно содействует и ослаблению ума. Эти недостатки в интеллектуальных проявлениях человека ослабляют конкретный элемент, придающий умственным операциям силу и реальное содержание. Школа не должна пренебрегать культурою внешних и внутренних чувств в интересах умственного развития. Утверждать, что, ослабляя внешние чувства, можно развить ум – значит совершать большую ошибку. Нельзя развивать ума, притупляя внешние чувства. Ослабляя их, мы до некоторой степени погашаем и ум. Притупляя их, мы совершаем оскопление ума.
Разве не объясняется этими школьными фактами наклонность нашей молодёжи к беспочвенным абстракциям? Разве не объясняется этим безответственность наших слов и разлад между словом и делом.
Не должно в школе всё направляться так, чтобы в учащемся развивались только одни пассивные добродетели и таланты. Не одно пассивное знание имеет значение. Для человека необходимо, чтобы знание было деятельно, чтобы оно могло приспособляться к проявлению активной стороны человека.
Знание должно служить на пользу окружающей среде, должно возбуждать волю к дальнейшему самостоятельному и самодеятельному развитию. Где нет активности, там нет и творчества. Творчество же играет великую роль в жизни каждого общества.
Настоящая школа, воспитывая и отдавая предпочтение пассивной стороне духа над активной, как бы обнаруживает сочувствие буддийской нравственности.
Наша христианская точка зрения требует, чтобы человек свободно, самодеятельно и самостоятельно стремился к совершенствованию себя и других.
В словах Спасителя «Царствие Божие завоёвывается силою» (усилием) мы должны находить основание для приручения наших молодых поколений к свободному и самодеятельному развитию.
Из этих общих соображений само собой видно, в каком направлении мы должны идти, обдумывая улучшения теперешней школы.
Во-первых, нужно обратить внимание на физическое воспитание и развитие внешних чувств, прибегая к тем средствам, которые даёт современная наука и вводя те предметы, которые развивают наблюдательность не в одной только области слова, но и в области природы и человеческого общества.
Во-вторых, необходимо развить эстетическое чувство, поставить на правильную дорогу русскую словесность и русский язык.
В-третьих, необходимо так поставить школу, чтобы учащемуся оставалось время для самодеятельного и самостоятельного развития.
Этому развитию должны помогать не только изучение наук, но также изучение искусств, ремёсел, если у учащегося есть к тому способности и силы.