На главную страницу сайта
О проекте

С 70-х годов XIX столетия большинство культурных начинаний в городе Москве были связаны с Императорским московским университетом и именами его сотрудников. Все крупнейшие музеи Москвы – Исторический, Политехнический, Этнографический, Изящных искусств, возникли в недрах университета. Культурная жизнь старой столицы поддерживалась работой целого ряда университетских обществ во главе с Обществом любителей российской словесности, Юридическим обществом и Статистическим отделением, Математическим обществом и т.д. В семидесятых и восьмидесятых годах XIX века имена таких профессоров, как Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский, В.О. Ключевский, М.С. Соловьев, Н.И. Стороженко, С.А. Муромцев, В.А. Гольцев, И.И. Янжул, М.М. Ковалевский, Н.В. Бугаев, И.В. Цветаев, А.И. Чупров и многих других были в Москве чрезвычайно популярны. Каждого из знаменитых профессоров окружал нимб уважения к их научным заслугам и публицистическим талантам. Университет был всегда притягательной силой для тех, кто ставил задачей своей жизни служение науке и культуре. На рубеже веков, конца 19 - начала 20 вв., в Московском университете сложились целые профессорские кланы, династии, когда жёны доводились друг другу сестрами, когда одна семья роднилась с другой, когда родственники работали рядом на соседних кафедрах... Университет стал домом для многих в полном смысле этого слова, а дома и квартиры жили жизнью университета. Домашние «среды, четверги» и «воскресники», вечерние чаепития, празднование юбилейных дат, детские утренники, музыкальные салоны, чтение новых поэтических произведений знакомых поэтов и собственных сочинений, да и просто «заходы» соседей «на огонек» были частью жизни этих людей, где вырастало новое поколение. В профессорских домах, в аудиториях и залах заседаний собиралась публика разнородная, но яркая, оставившая заметный след в отечественной культуре, литературе, науке, истории, политической жизни. Именно этот интенсивный культурный и научный обмен создал неповторимую атмосферу московской университетской жизни и сформировал среду, изучению которой посвящен проект.

назад дальше