На главную страницу сайта
А.А. Чупров: биография

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУПРОВ
(18/II 1874 г. – 19/IV 1926 г.)

Александр Александрович Чупров родился 18 февраля (н.с.) 1874 г. в г. Мосальске, но рос и воспитывался в Москве. Он был - сыном выдающегося ученого и общественного деятеля профессора А.И. Чупрова (1842-1908), занимавшего в течение многих лет кафедру политической экономии и статистики в Московском университете.

А.А. Чупров.
А.А. Чупров.
Фотография Ф.Виценевского. Москва.
(Хранится ОРКиР НБ МГУ, Ф.14)

Жизнь А.А. Чупрова протекала главным образом в кабинете ученого; но, бедная внешними событиями, она была богата внутренним содержанием. Александр Александрович принял от отца огромное наследство ума, таланта, духовного света и сердечной доброты в которой рос А.А. Чупров, была весьма благоприятна для его развития. В семье господствовал дух высокой интеллигентности, культивировалась идея служения обществу и родине и бескорыстная преданность науке. Отец имел решающее влияние на сына и в отношении выработки взглядов, и в отношении направления интересов и первых шагов научной работы. Общественная среда, в которой рос юный А.А. Чупров, была не менее благоприятна для формирования его личности. Это была среда людей, близких к Московскому университету, игравшему большую роль в развитии русской культуры. Отец Чупрова был в ней центральной фигурой, объединявшей наиболее прогрессивных ученых и общественных деятелей Москвы. Это была также среда земских статистиков, стремившихся к познанию родины, причем отец А.А. Чупрова был общепризнанным вдохновителем этого сильного общественного движения. В 70-е, 80-е и 90-е годы XIX столетия в этой среде обсуждались жгучие вопросы пореформенного хозяйства России, развития капитализма, судеб крестьянской общины и мелкого земледелия, строительства земского и городского хозяйства и т.д. Обсуждение велось в духе народничества, оно было проникнуто горячей симпатией к трудящемуся населению и стремлением к поднятию его хозяйства и культуры. Вся система воспитания и образования А.А. Чупрова была направлена на выработку в нем качеств работника науки. Начальное образование он получил в домашней школе, где преподавали родители детей и лучшие педагоги Москвы. Лишь в возрасте 14 лет он поступил в 5-ю гимназию, в ее 5-й класс. Но та гимназия, руководимая директором-реакционером Шварцем, не много могла дать учащимся, и А.А. Чупров всю жизнь вспоминал о ней с отвращением.
В 1892 г. А.А. Чупров окончил гимназию. К этому времени выявились склад его ума и интересы и наметилась главная жизненная задача. Его запросам полнее всего отвечали занятия логикой и математикой. Но под влиянием отца и общественной среды он развил в себе вкус и интерес также к конкретному - к явлениям жизни в их сложности и своеобразии. Нужное сочетание обоих элементов давали экономика и статистика. Главная жизненная задача определялась ясно: применить статистику и математику к исследованию общественных явлений. Путь образования также был ясен: изучить сначала, математику - как основу изучения статистики, затем экономику – как главную сферу применения статистики. К этому времени в значительной мере определились и основные черты характера и жизненного уклада А.А. Чупрова. Он весьма дорожил своей душевной независимостью; поэтому уже тогда у него проявлялось стремление сокращать до минимума свои потребности. Весь житейский распорядок был подчинен интересам труда. А.А. Чупров отказывался от всего, что могло помешать главному делу его жизни: так, он отказался от занятий музыкой, хотя очень любил ее и сам играл на рояле. Тонкий ценитель высокого искусства, Александр прекрасно знал живопись, особенно итальянскую эпохи Возрождения и прерафаэлитов. В развитии вкуса к ней ему помогли и первая поездка с отцом за границу, и его позднейшие длительные экскурсии на велосипеде по Северной Италии.
В 1892 г. А.А. Чупров поступил в Московский университет, избрав по совету отца математическое отделение физико-математического факультета, деканом которого на протяжении 12 лет был профессор с мировым именем Н.В. Бугаев (1837-1903).
Здесь, наряду с математикой, он продолжал заниматься логикой и статистикой. Его кандидатское сочинение "Теория вероятностей как основа теоретической статистики", поданное в 1896 г. проф. П.А. Некрасову, было посвящено вопросам, которые А.А. Чупров развивал в дальнейших работах.
А.А. Чупров считал своим учителем геометра Б.К. Млодзеевского: его художественная манера изложения и чтения лекций имела влияние на стиль научного изложения А.А. Чупрова. Большой интерес проявлял Александр Александрович к расцветавшей тогда петербургской математической школе ученых-материалистов П.Л. Чебышева и А.А. Маркова. Разработанный ею в области теории вероятностей метод математических ожиданий А.А. Чупров позднее положил в основу своих работ по математическому обоснованию методов статистики.
В 1896 г. А.А. Чупров окончил университет и тем выполнил первую часть намеченного плана научного образования. В том же году он приступил к выполнению второй части этого плана - к изучению общественных наук. Для этой цели он отправился в Германию, в Берлинский университет. Там он прослушал зимний семестр. Хотя вначале он с головой окунулся в жизнь немецкой столицы, посещая концерты, театры, политические собрания, но не изменил выработанной привычки к систематическому планомерному труду, учету своих сил и времени. В письме отцу он писал:
"Итогами осени я очень доволен. Счет прихода чрезвычайно благоприятный, сделал я за это время столько, что в Москве вряд ли бы переделал за всю зиму... Счет расхода не так легко составить...". Такая почти бухгалтерская отчетность перед самим собой не была просто манерой изложения: она характеризует сложившуюся систему работы. В берлинский период учения у А.А. Чупрова завязалось знакомство, а затем и дружба с В.И. Борткевичем, с которым у него на всю жизнь установился тесный контакт в научной работе; поездка к нему в Гёттинген привела к свиданию с Лексисом. В берлинский период осенью начата, а летом в Москве закончена первая опубликованная научная статья А.А. Чупрова "Нравственная статистика", помещенная в "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза и Ефрона. Она касалась вопросов, которые позже были подробно рассмотрены в "Очерках по теории статистики".
Берлинским университетом, однако, А.А. Чупров не был удовлетворен и, пробыв там зиму, уже весной 1897 г. перебрался в Страссбург, куда его влекли имена Виндельбанда, Майера, Сарториуса, Кнаппа, Борткевича. Но только двое последних оправдали ожидания А.А. Чупрова. Страссбургский период жизни полон был напряженной работы. Важное значение в его экономическом образовании имел семинар государственных знаний Георга Фридриха Кнаппа. Кнапп был крупным ученым, притом многосторонним: автор значительных трудов по теории статистики, в частности по теории измерения смертности, по аграрному вопросу, по денежному обращению, - он в то же время владел математикой и с успехом применял ее в некоторых своих работах. Он был не только ученым-исследователем, но и прекрасным лектором и педагогом. Вот как сам А.А. Чупров характеризует Кнаппа в письме к отцу: "Лекциями Кнаппа я так же наслаждаюсь, как в летнем семестре... Что создает физиономию Кнаппа, что отличает его от прочих больших и малых профессоров немецких, - есть именно его художнический темперамент, его изобразительный дар... Но не подумай, чтобы за картинкой пропадала у Кнаппа идея, чтобы мелочи, придающие характерность образу, заслоняли типическое... Знакомишься не только со схематизированной условной
реальностью науки, но и прямо с жизнью, приучаешься самостоятельно наблюдать жизнь... Все время Кнапп внимательно присматривается к общественным силам, действующим в историческом процессе в том или ином направлении, показывает, как слагается известный экономический строй, чем он держится. Угол зрения определяется теорией классовой борьбы".
Не следует думать, что А.А. Чупров причислял себя к ученикам и последователям Кнаппа. Он прямо пишет: "к тесной школе Кнаппа я причислить себя не могу - я слишком расхожусь с ним во многом и во взглядах". О других представителях немецкой науки он пишет иначе:
"Всё прочее в университете радует меня мало. Георг Майр для меня так же
невыносим, как был в Берлине Адольф Вагнер: та же вульгарность речи и мысли, нагоняющие не то тоску, не то тошноту. Отто Мейер, у которого я время от времени слушаю политику, тоже не пленяет тонкостью и своеобразием мысли или красотой изложения".
Как видим, А.А. Чупров в своей оценке немецкой профессуры проявил полную независимость суждений. В семинаре Кнаппа А.А. Чупров прочитал реферат книги "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства" (сборник под ред. А.С. Посникова и А.И. Чупрова, 1897). В своем письме к отцу А.А. Чупров приводит "дифирамб русской статистике, который умиленным голосом произрек Кнапп", выслушав реферат: "Это образец того, что может и должна давать статистика общественным наукам. Я знаю немецкую статистику и немецких статистиков довольно хорошо и - с грустью признаю - убежден, что ничего подобного тому исследованию, о котором Вы рассказывали, Германия дать не может". Для "инаугуральной" диссертации на звание доктора государственных наук А.А. Чупров выбрал тему "Морфология земельной общины". "Но, - пишет он, - решаюсь я на это все-таки скрепя сердце: теория статистики захватывает меня без всякого сравнения глубже, работа над ней дает гораздо более интенсивное наслаждение". Работа над диссертацией была серьезной школой для А.А. Чупрова. Кнапп высоко ценил его способности. Кнаппа поражала у А.А. Чупрова четкость конструкций и точная отделка понятий, которые он приписывал математической школе, пройденной А.А. Чупровым. Поэтому он относился к выдающемуся ученику с особым вниманием. Но когда диссертация была готова, он подверг ее суровой критике с различных точек зрения.
Кнапп потребовал предельной четкости как мыслей, так и изложения. Диссертация потребовала двух лет работы (1899-1901). Летом 1901 г. А.А. Чупров сдал в Страссбурге докторские испытания и получил степень доктора государственных наук. Сразу же по окончании Страссбургского университета А.А. Чупров начал готовиться к магистерским экзаменам при юридическом факультете Московского университета: сдача их была необходимым условием получения доцентуры в высшем учебном заведении в России. К этому времени относится весьма напряженная работа над вопросами теоретической экономии: А.А. Чупров усиленно изучал труды К. Маркса (перелагая, между прочим, на математический язык построения II тома "Капитала"), труды Ф. Энгельса и вопросы социалистического движения.
Весной 1902 г. он сдал магистерские экзамены. Итогом этого периода жизни А.А. Чупрова явилось изучение математики и естествознания, экономики и статистики, философии и логики, наконец, нескольких иностранных языков (к концу жизни он знал семь языков, не считая двух древних). На формирование научных интересов и на направление работ А.А. Чупрова большое влияние оказало развитие нашей земской статистики, отличавшейся глубокой идейностью, демократичностью и социальной направленностью. В своих исследованиях крестьянского хозяйства она ставила для решения проблемы, связанные с ростом капитализма в России, с борьбой классов в деревне, с борьбой марксизма и народничества. Это вызвало необычайный подъем творчества в области статистической методологии: размах и сила его не имели прецедента в истории статистической науки. А.А. Чупров был в курсе этого творчества: недаром его отец являлся идейным главой земско-статистического движения. Статистика предстала перед ним в виде мощного орудия исследования общественных явлений и управления ими, а проблемы ее методологии - тесно связанными с актуальными проблемами практической жизни. Итогом явилась выработка высокого стиля научной работы, состоящего в четкости научных построений и в точности определения понятий, выработка стиля изложения - строгого, живого, изящного, наконец привитие исключительной требовательности к себе во всякой работе, за которую брался. Ряд черт своего характера он воспринял от отца: глубокий синтетический ум, способность к острому анализу, конструктивность творчества, дар облекать мысли в ясную форму, трудолюбие и упорство в достижении целей. А среда, в которой он жил в юные годы, воспитала общественную настроенность и любовь к России, родному народу, притом не идеализированному, а реальному - с его бытом и нуждами.
В мае 1917 он выехал на летние каникулы в Стокгольм для изучения материалов Гл. статистического бюро, однако болезнь и денежные затруднения задержали его возвращение (немаловажное значение имели и полит. мотивы после ноября 1917). В 1920 он выехал в Германию. В 1925 принял приглашение занять кафедру на русском юридическом ф-те в Праге.
Александр Алексадрович Чупров унаследовал болезнь сердца от отца, умершего в 1908 году в возрасте 66 лет. Смертный недуг настиг А.А. Чупрова гораздо ранее, в 52 года.
Сердце перестало биться 19 апреля 1926 года.

А.А. Чупров: оглавление дальше